+7 (812) 385-74-12

+7 (495) 646-82-17

+7 (921) 940-04-84

Эволюция коттеджа на земле

На рынке проектов загородных домов действуют законы естественного отбора.
В 1859 году Чарльз Дарвин опубликовал свою знаменитую книгу «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь».
Эволюция проекта 556

Проект H-0556-1, вариант с цокольным этажом

В этой книге он открыл и обосновал основной закон развития органического мира, охарактеризовав его взаимодействием трех следующих факторов: наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора. Согласно Дарвину, в живой материи на протяжении времени происходят мелкие изменения, которые, накапливаясь, постепенно приводят к эволюции простых видов в более сложные.

В наши дни наглядным подтверждением дарвиновской теории стали строящиеся в России загородные дома. Пройдя значительный период развития от простейших одноклеточных (щитовые домики в садоводствах) через вымирающих ящероподобных монстров (аляповатые «замки» с флюгерами и башнями), в начале XXI века история проектов достигла своего эволюционного пика. Отдельной ветвью эволюции загородного домостроения можно считать серию проектов архитектора Владимира Кузнецова

Эволюция коттеджа

Чтобы посмотреть планы, кликните на изображение

Проект из пробирки

Большинство готовых проектов загородных домов попадают на homeplans.ru путем естественного отбора. Механизм отбора в природе действует аналогично селекционерам, то есть выбирает организмы, наиболее приспособленные к условиям среды, и выбраковывает неприспособленные. Подобным образом поступает и архитектор: сначала выполняет проекты для конкретных клиентов, затем «обкатывает» их на последующих заказчиках, что-то отсекая, что-то добавляя, и, наконец, выставляет в каталог.

У прародителя серии коттеджей, о которых пойдет речь, другая судьба. Его можно назвать «проектом из пробирки». Дело в том, что этот дом был разработан два года назад специально «под каталог». Но его появление в печати не является одним лишь следствием полета фантазии архитектора. Роль механизмов естественного отбора сыграли маркетинговое исследование результатов продаж и анализ покупательского спроса. Прежде всего, Владимир Кузнецов попытался выяснить, какие типовые проекты загородных домов пользуются повышенным спросом и почему. Для этого он проанализировал наиболее яркие характеристики лидеров продаж homeplans.ru за несколько сезонов и вывел для себя некую формулу «идеального дома», который удовлетворяет основным требованиям большего числа покупателей.

Эволюция коттеджа

Проект F-0556-2, вариант с жилой комнатой вместо гаража

Портрет идеального дома

Если бы у архитектора был под рукой анализ динамики спроса на проекты загородных домов, задача, которую он перед собой поставил, была бы более разрешимой. Но, несмотря на то что архитектор взял за основу собственное исследование, его результаты во многом совпали с нашей сегодняшней статистикой.

Выяснилось, что дом мечты представлялся заказчикам в виде двухэтажного особняка общей площадью не более 200 кв. м и жилой площадью порядка 80 кв. м. Материал стен – газобетон с кирпичной облицовкой или кирпич. Что касается стиля идеального типового проекта, диапазон требований был достаточно лаконичен. О средневековых излишествах 90-х годов не могло идти и речи, но в то же время обескураживающая простота, граничащая с примитивизмом, также не приветствовалась. Во главу угла покупатели ставили рациональное и привлекательное архитектурно-планировочное решение, в котором функционализм не принесен в жертву «красивости».

Эволюция проекта

Планировка дома виделась массовому заказчику предельно компактной и тем не менее включающей все необходимые помещения. Одноэтажный коттедж не привлекал внимания, три этажа – слишком много, а два – в самый раз. Если гараж, то непременно встроенный, если чердак, то просторный, если подвал… Нет, лучше не тратить лишние средства на гидроизоляцию. Никаких углубленных вычурных пространств и лишних помещений. И коридор ничем не должен напоминать о «кишкообразных» тупиках советских квартир – его должно быть не стыдно называть гордым словом «холл». Гостиная и кухня-столовая – два полюса притяжения дома, где собирается вся семья. Поэтому этим помещениям стоит уделить особое внимание. Они должны быть просторны, комфортны и максимально открыты для естественного освещения. Здесь позволяется нарушить лаконичную планировку типовых комнат, добавив эркеры, которые вдобавок могут послужить украшением фасада. Санузлы желательно спроектировать для каждого этажа, чтобы не было необходимости лишний раз спускаться из спальни со второго уровня на первый. Да и спален нужно по меньшей мере три – или для семейной пары с двумя детьми, или одна спальня в качестве гостевой.

«При разработке различных версий 556-го проекта редакция homeplans.ru предложила мне сотрудничество с рядом компаний, лидирующих на рынке строительных, отделочных материалов и технологий. Не секрет, что покупателям проектов всегда приходится решать множество вопросов, связанных с выбором производителей товаров и услуг при строительстве дома. Взять, к примеру, обустройство чердака. Понятно, что если владелец дома собирается организовать здесь полноценную мансарду, ему не обойтись без мансардных окон. Таким образом, придется планировать дополнительные расходы на исследования по инсоляции жилого пространства и проект размещения мансардных окон.
Однако у покупателей нашего проекта, можно сказать, уже одной проблемой меньше. Дело в том, что сотрудничество с компанией VELUX позволило внести в проект необходимые изменения для более рационального размещения мансардных окон. Каждый покупатель этого проекта из homeplans.ru может быть уверен в абсолютно грамотном и рациональном решении мансарды, предусмотренном нашими рабочими чертежами. Таким образом, он сможет использовать все преимущества естественного освещения, чтобы по максимуму оценить достоинства полноценной мансарды.
Подобный опыт сотрудничества я считаю очень перспективным, а к разработке новых проектов обязательно будут приглашены и другие авторитетные игроки строительного рынка».

Итак, контуры портрета идеального дома более-менее обрисованы. Дело было за малым – разработать такой проект. И архитектор взялся за работу. Спустя некоторое время на страницах homeplans.ru появилась первая ласточка – F-0556-0.

Борьба за существование

Конечно, берясь за разработку идеального дома, архитектор рисковал. Одно дело – теоретические выкладки, даже на базе проверенной аналитики, а другое – реальная жизнь, которая нередко опровергает даже самую точную статистику. Понятно, что те авторы проектов, которые публикуют в качестве готовых дома, разработанные ранее под заказ, ставят перед собой более простую задачу – оптимизировать индивидуальный проект с точки зрения массового спроса. Дальнейшая судьба дома будет зависеть от числа продаж. Пойдут покупатели – хорошо, значит, будем публиковать дальше, не пойдут – снимем этот проект и доработаем следующий. В принципе, это тоже своего рода селекция, но с меньшими первоначальными затратами.

В данном случае провал проекта привел бы к прямым убыткам, ведь покупатели КП увидели проект первыми. Но Владимир Кузнецов сделал удачную ставку в этой игре. По его признанию, результаты продаж 556-го превзошли даже самые смелые ожидания. Проекты разлетались, как горячие пирожки, казалось, покупатели наконец-то получили дом, о котором мечтали всю жизнь, и теперь стремились как можно быстрее его построить. На протяжении нескольких лет коттедж оставался хитом продаж. Все затраты на анализ рынка, проектирование и разработку документации быстро окупились, но на лаврах архитектор долго почивать не собирался. К тому же предпочтения рынка менялись быстрее, чем можно было ожидать.

556-й разрабатывался с учетом пожеланий покупателей из Северо-Западного региона, большинство из которых стремились строить коттеджи без подвалов. Но в числе заказчиков нового проекта все чаще стали появляться клиенты из Подмосковья, Западной Сибири и Сочи, где уровень грунтовых вод позволял без значительных затрат строить дома, «утопленные» в землю. Столичным клиентам 556-й настолько нравился, что они были готовы покупать его как есть, беря на себя дополнительные расходы на то, чтобы архитектор «приплюсовал» к проекту подвал. После того как число желающих приобрести проект с подвалом стало расти с каждым месяцем, Владимир Кузнецов принял решение о выходе в свет первого наследника «проекта из пробирки».

Наследственная изменчивость

Унаследовав все лучшие черты своего предшественника, проект F-0556-1 имел и ряд собственных достоинств. В появившемся цокольном этаже планировалось размещение комнат релаксации: сауны, тренажерного зала и большой комнаты отдыха. Также в этом варианте предлагается эксплуатируемый теплый и светлый чердак площадью 82,5 кв. м. На его площади возможно размещение бильярдной, игровых комнат или мастерской художника. За счет появления новых помещений площадь дома несколько возросла, едва не дотянув до 340 кв. м. Но жилая площадь при этом осталась неизменной.

Третьим «ребенком» хита продаж стал проект F-0556-2 с отмершим «рудиментарным органом» – гаражом. Вернее, в общем архитектурном облике дома ничего не изменилось, просто на месте гаража появилось дополнительное просторное помещение, где можно было разместить большую жилую или хозяйственную комнату. Необходимо объяснить, чем же новым покупателям так не угодил гараж.

Эволюция коттеджа

Проект I-0556-3, вариант отделки фасада, вальмовое решение кровли

Разумеется, вообще от наличия гаража никто отказываться не собирался, просто анализ покупательских предпочтений последних сезонов продаж позволял сделать вывод о том, что на рынке появилась отдельная категория владельцев загородных земельных участков, которые стремятся вынести помещение гаража за пределы дома. В числе основных причин для принятия подобного решения можно назвать желание не ограничивать габариты гаража архитектурно-планировочным решением дома. Сегодня в компактном гараже стоит, допустим, VW Golf, ну а вдруг через пять лет появится Mercedes S-Klass, который туда попросту не влезет?

Интересно, что тенденция к приобретению проектов без гаража, которую Владимир Кузнецов подметил, работая с покупателями F-0556-1, после завершения проекта только возросла. И сегодня он пользуется не меньшим спросом, чем первые версии 556-й серии со встроенным гаражом.

Эволюция коттеджа

Проект H-0660-0, зеркальное решение плана H-0556-1

Естественный отбор

На первых трех проектах эволюционная ветвь новых коттеджей прерываться не собиралась. Но чтобы не упустить свой шанс в борьбе за существование, дома должны были меняться. И меняться серьезно – одного отмирания рудиментарных органов или погружения в землю уже было недостаточно. Вкусы покупателей колебались, они хотели видеть что-то новое, и архитектор снова сел за работу. Только теперь определяющим фактором для разработки нового проекта стал не поиск отличительных черт «бестселлеров» homeplans.ru, а анализ собственных продаж на примере 556-й серии. Промежуточным вариантом в поиске нового решения стал проект H-0660-0 – зеркальный вариант 556-го. Площадь коттеджа осталась без изменений, но при этом появились полноценная жилая мансарда и большой подвал с сауной и тренажерным залом. Гараж снова «переселился» в стены дома, но в последующих версиях проекта может быть заменен на помещение с другим функциональным назначением. Бесспорно, при сохраняющейся простоте и отсутствии вычурности внешний облик дома стал выглядеть более капитально – за счет изменения конструкции кровли, облицовки цокольного этажа и, конечно, более высокого «роста».

Эволюция проекта

Чтобы посмотреть проекты, кликните на изображение

Успехи клонирования

Если бы Дарвину кто-нибудь рассказал о том, что через каких-нибудь 138 лет после публикации его «Происхождения видов» человек нагло вмешается в эволюцию жизни на земле, изобретя клонирование, великий Чарльз счел бы это бредом. Но знаменитая овечка Долли открыла новую главу в истории, которую с полным правом можно было бы назвать «неестественным отбором». Правда, первый блин, как всегда, оказался комом. Заболевшая клонированная овечка скончалась прошлой зимой, заставив весь мир спорить о негативных последствиях результатов клонирования живых существ. Что же касается клонирования коттеджей, то здесь мы наблюдаем намного более впечатляющие успехи.

Блестящим примером такого клонирования по полному праву можно считать проект F-0922-0. При первом… да и при втором, и при третьем взгляде на этот дом в нем нельзя найти никаких семейных черт 556-х и 660-х серий. Но достаточно сравнить планы этих коттеджей, чтобы стало понятно: общий предок у всех этих домов – «старый», добрый 556-й. Основной «изюминкой» архитектурно-планировочного решения коттеджа является двусторонняя ориентация, что максимально облегчает посадку дома на участок. Симметричная организация дома позволяет заказчику не ломать голову над тем, нужен ли ему «зеркальный» проект, чтобы в гостиной было солнце по утрам. А одинаково тщательная прорисовка всех четырех фасадов делает удачной абсолютно любую точку восприятия дома.

Эволюция коттеджа

Проект F-0922-0, вид на главный фасад дома

Новый проект воплотил в себе большинство пожеланий покупателей, вобрав в себя все лучшее из предыдущих серий. Этот представительный особняк, являющийся примером удачного симбиоза функционального архитектурно-планировочного решения и рациональных строительных технологий, готов стать удобным и надежным жилищем для большой семьи. Как и в предыдущих проектах, в планировку второго этажа можно внести некоторые изменения: на площади большого холла владельцы могут устроить еще одно помещение, отгородив его остекленными или глухими перегородками.

Особенно хорошо дом будет смотреться на открытом, не затесненном участке.

Вместо эпилога

По идее, клонирование проектов этих серий можно продолжать достаточно долго. Первоначальное попадание «в яблочко» позволяет автору еще долго «расселять» по всей стране виды, подвиды, наследников и клонов знаменитого проекта. Но, по словам архитектора, он собирается пойти другим путем. «Я хочу довести эту серию до совершенства и затем разработать что-то совершенно новое», – признается Владимир Кузнецов.