Реклама

Загадка коттеджа-кристалла

Коттедж по готовому проекту

Современная стилистика и разнообразие пластики фасадов - визитная карточка проекта I-1073-0

Люди издревле приписывали драгоценным камням целебную или магическую силу – добрую или злую. И сегодня, несмотря на тяжелую поступь прогресса, многие из нас верят в магические свойства кристаллов. То же самое можно сказать и о коттеджах. Страницы современных глянцевых журналов пестрят статьями о том, как создать положительную «ауру» в своем загородном доме, призвав на помощь специалистов по фэн-шуй, психологов или, на худой конец, дизайнеров по интерьеру. Но ни дипломированный психолог, ни дизайнер не смогут помочь хозяину загородного дома, архитектура которого не продумана до мелочей. Так же, как ни один ювелир не сможет придать идеальную огранку кристаллу со скрытыми дефектами.

Дом, о котором идет речь, построенный под Зеленогорском, по признанию автора проекта, чем-то похож на сложный многогранный кристалл, «выращенный» по меркам владельца.

И действительно, если присмотреться к планам, в проекциях коттеджа не найдется ни одной закругленной или изогнутой линии, как в кристаллической решетке аметиста. Но кристальная крестообразная структура легла в основу проекта I-1073-0 не ради пустой игры в метафоры. По мнению архитектора, она является наиболее точным воплощением идеи дома для семьи успешного бизнесмена, имеющего достаточно четкое представление о гармонии между рациональностью и комфортом.

Загородный коттедж по готовому проекту

Алхимия проекта

Процесс выращивания кристаллов – это не столько наука, сколько искусство. Важно все: чистота исходного материала, стабильность параметров, а главное – интуиция.

В процессе разработки проекта загородного дома интуиция также играет немаловажную роль.

Архитектор должен не просто самовыразиться, создав «памятник самому себе» в одном отдельно взятом коттедже, но и максимально вжиться в характер заказчика, переводя его надежды и устремления на архитектурный язык.

Заказчик, владелец крупного производственного объединения в Петербурге, хотел построить на участке в 15 соток трехэтажный кирпичный коттедж для семьи, обладающий яркими индивидуальными чертами, но без лишних декоративных элементов. Исключением могли стать лишь световые фонари, выполняющие скорее функциональную, чем декоративную роль.

Коттедж по готовому проекту

Гараж лишь условно можно назвать встроенным: жилые помещения над ним отсутствуют

Дом должен был стать стилистически современным, со сложной скатной крышей и разнообразной пластикой фасадов, с четким межэтажным зонированием, без подвала, со встроенным гаражом и с максимально большой площадью остекления. В процессе работы над проектом последнее пожелание подверглось наиболее существенной корректировке.

Заказчики проектов коттеджей не случайно стремятся раскрыть помещения навстречу солнцу, заменить глухие массивные наружные ограждения и внутренние перегородки легкими, а при необходимости и прозрачными ограждениями из стекла.

Широкие окна, расчлененные тонкими элементами конструкций остекления, создают впечатление, что пространство, заключенное внутри помещения, как бы переходит во внешнее пространство и тем самым объединяется с ним. В известных «Пяти тезисах об архитектуре» Ле Корбюзье подчеркивает, что фасад теряет несущие способности и окна могут тянуться на любую длину без прямой зависимости от внутреннего членения здания. Исчезают простенки и оконные коробки, и помещение освещается равномерно и значительно интенсивнее, чем при обычных окнах. Однако те конструктивные решения, которые легко осуществляются на родине Ле Корбюзье, в условиях петербургского климата требуют значительных финансовых инвестиций.

Изначально заказчик хотел видеть одну из стен коттеджа полностью стеклянной, но впоследствии понял, что расходы на теплоизоляцию внутреннего пространства будут достаточно велики. В результате за основу был взят компромиссный вариант, предполагающий высокую степень остекления южного фасада, однако без «стеклянных стен».

Дом по готовому проекту

Чтобы посмотреть планы коттеджа, кликните на изображение

Крестом и огнем

Функциональное деление коттеджа достаточно традиционно. Жилая зона – на первом уровне, спальная – на втором, зона спорта и отдыха – на третьем. Через парадный вход, расположенный под балконом главного фасада, мы попадаем в прихожую, откуда открывается выход в просторную двусветную гостиную, граничащую с кухней. На первом этаже также расположены хозяйственные помещения и встроенный гараж.

При стандартной «предопределенности» планировки существовал риск того, что внутреннее пространство получится несколько скучным и тяжелым. Нужно было добиться ощущения легкости и воздушности.

Чтобы облегчить пространство, было принято решение «детерменировать» объемы, разведя их друг с другом путем открытого зонирования.

При этом «крестообразная» развертка по плану выполняет задачу поддержки коттеджа на плоскости и одновременно – «посадки» по сторонам света. При проектировании помещений, где чаще всего бывают домочадцы, архитектор исходил из движения солнца: наиболее открытые застекленные пространства выходят на южную сторону. Большие панорамные окна остроугольных эркеров – это и источник естественного света, и «окно в природу». Еще большей открытости внутреннего пространства коттеджа способствует выбор цветового решения для фасадной штукатурки – необычное сочетание «сепии» с тепло-розовым колером, удачно гармонирующее с темно-коричневым «покрывалом» черепицы.

Все выше и выше

Двусторонний камин

Особенно удобен этот камин, если гостиная в доме примыкает к столовой: в смежную стену монтируется стеклянная топка

Композиционным центром первого этажа стал двусторонний камин, открытый как со стороны кухни, так и со стороны гостиной. Как всякий очаг, он обладает некой магической притягательностью и сразу же привлекает к себе внимание. Интересно, что подобное решение предложил не архитектор, планировавший два камина на первом этаже (один для кухни и один для гостиной), а заказчик, который небезосновательно счел двусторонний очаг наиболее удачным решением для данного пространства. Однако владелец не удовольствовался источниками огня только на первом этаже.

На втором в каждой из трех спален также разместили по камину – благо проект позволял такие нововведения.

Из всех спален имеется выход на балкон. Интересный дизайн перил балконов, выполненных из анодированного алюминия, был также предложен заказчиком.

И, наконец, третий этаж со свободной планировкой был отдан богам отдыха и спорта. Благодаря отсутствию несущих перегородок здесь достаточно места и для тренажерного зала, и для бильярдной, и для домашнего кинотеатра.

Своеобразным «венцом» проекта I-1073-0 стало средокрестие крыши, представляющее собой пересечение двух коньков, которое возвышается над периметром цементно-песчаной кровли.

Дом по готовому проекту 1073-0

Из окон этой надстройки можно беспрепятственно любоваться окружающим пейзажем, не опасаясь, что вид на лес заслонит один из коттеджей на соседних участках. Как и всякий дорогостоящий кристалл, этот дом нуждается в соответствующей оправе. В данном случае его роль взяли на себя элементы ландшафтного дизайна – газоны, клумбы, выложенные камнем дорожки и утепленная беседка. В ближайшем будущем на участке появится настоящий арочный мост с каменными перилами над искусственной протокой.

Осталось только понять, в чем же заключается разгадка совершенства этого северного дома-кристалла. Ведь далеко не каждый коттедж, в основе проекта которого лежит некое подобие кристаллической решетки, может похвастаться таким гармоничным сочетанием выразительной легкости и масштабности форм.

По всей видимости, ответ на этот вопрос нужно искать все в том же мире кристаллов. К примеру, драгоценный алмаз и дешевый графит в своей основе имеют один и тот же химический элемент – углерод. При этом структура графита отличается от алмазной тем, что каждый атом углерода в графите связан лишь с тремя, а не с четырьмя соседними. Нигде, пожалуй, не демонстрируется столь эффектно та огромная роль, которую играет атомное строение материи в «создании» ее свойств, как при сравнении алмаза и графита. Так и при сравнении различных коттеджей, выполненных из одного и того же материала, будь то кирпич, бетон или дерево, мерилом ценности зачастую является не исходный стройматериал, а объемно-планировочное решение.