Реклама

Пойдём другим путём

Коттеджный посёлок

В такой ситуации уровень архитектурного проектирования становится решающим фактором для потребителя, а значит – и для девелопера. Сущность вопроса заключается в балансе между единством архитектурного облика и естественным стремлением к индивидуализации жилища. Состоятельный россиянин хочет жить в социально однородном окружении и уже оценил практические преимущества поселковой застройки. Но это вовсе не значит, что он готов переехать в «капиталистический барак» – стандартный дом, неприспособленный к его нуждам. С другой стороны, определенная унификация необходима: благодаря ей снижается себестоимость дома, сокращаются сроки строительства и, что немаловажно, формируется привлекательный имидж поселка.

Пытаясь разрешить это противоречие, девелоперы вплотную занялись так называемыми концептуальными поселками, подразумевающими стилистическое и объемно­пространственное единство. Потенциальному домовладельцу на выбор предлагается несколько специально разработанных типовых проектов, как правило, не менее трех и не более пяти. В результате поселку обеспечен приличный внешний вид, а его обитателям – не только комфорт, но и некоторое разнообразие. Поскольку строительство ведется по единой технологии, его темпы сохраняются, следовательно, более ликвидный товар создается без проволочек и существенных дополнительных затрат. По сравнению с распродажей участков под хаотичное строительство это, безусловно, огромный шаг вперед.

Однако заявленная концептуальность при ближайшем рассмотрении оказывается простой упорядоченностью. Отсутствует «ноу­хау», результативная идея – как технологическая, так и архитектурная. Зато присутствуют изъяны, которые по мере насыщения рынка будут играть все более значимую роль. Прежде всего, кирпичный дом, который, согласно исследованиям, предпочитают почти половина потенциальных покупателей, – дом дорогой. И возводят его дедовским методом, так что ресурсы ускорения процесса строительства и оборота инвестиций весьма ограничены. Отсюда возникает огромный разрыв между предложением и спросом. Точнее – между векторами их развития. Пакет предложений в верхнем ценовом сегменте достаточно солидный. Но люди, располагающие необходимыми финансовыми возможностями, зачастую не хотят мириться с издержками типового проектирования. Например – с жесткими ограничениями по внутренней планировке домов. Вместе с тем эксперты единодушно сходятся в том, что коттеджных поселков для представителей среднего класса гораздо меньше, чем желающих приобрести такое жилье. В итоге происходит отток потенциальных покупателей, которые и в том, и в другом случае вынуждены выбирать индивидуальную застройку.

Улица в коттеджном посёлке

Проблема объективна. Ее остроту можно несколько смягчить, предлагая более широкий выбор проектов, что, собственно и происходит в Подмосковье, где рынок самый тесный и развитый. Но это всего лишь компромисс: умножая число вариантов, девелопер отдаляется от базовых принципов типового строительства. Очевидно, чтобы открылись новые перспективы, нужно изменить сам подход к решению задачи.

Именно так и поступил петербургский архитектор Игорь Фирсов. Он разработал принцип, который соединяет в себе весьма высокую архитектурную вариативность и технологию, позволяющую строить в предельно сжатые сроки. Это – серии проектов, гарантирующих единство эстетического решения жилого комплекса и одновременно максимальную адаптивность каждого входящего в него здания.

Речь идет о модульной системе нового типа. В основе – стержневая конструкция из оцинкованного металлического профиля. Такой каркас обеспечивает сооружению долговечность, его легко транспортировать и можно смонтировать на месте за считанные недели. При этом внутренняя планировка каждого дома без труда приспосабливается к запросам будущего владельца. Это относится и к общей площади, которая колеблется в пределах от 90 до 500 м2. Вентилируемые фасады, во¬-первых, обеспечивают отличные эксплуатационные свойства, во-¬вторых – разнообразие материалов, применяемых для утепления и наружной отделки, а в-третьих – стилистический диапазон.

«Усредненный» дом – двухэтажный, высота потолка на первом этаже – 2,70 м. Над ним, как правило, высокая мансарда (1,40 м в нижней точке), хотя спроектированы и дома с традиционным вторым этажом. В качестве фундамента используется бетонная плита толщиной не более 30 см. Этим кратким перечнем практически исчерпываются неизменяемые параметры. Все остальное, в том числе элементы вроде эркеров и веранд, а также утепляющие материалы, меняется в соответствии с намерениями девелопера и вкусами потенциальных покупателей. Итоговая цена квадратного метра без отделки зависит в первую очередь от предполагаемой потребительской группы, но в любом случае не ниже $ 320–350.

Единство архитектурного облика поселка вытекает из общей стилистики, поддержанной оформлением фасадов, цветового решения и ритма: в принципе, здесь абсолютно все дома могут быть разными. Сегодня существуют три линии, ориентированные на различные вкусовые приоритеты, которые косвенно отражают и социальные характеристики потребителей. Линии «Винтаж» и «Скандинавия» адресованы более консервативным россиянам: первая отличается подчеркнутой декоративностью, свойственной «среднеевропейской» архитектуре, а вторая выдержана в традициях скандинавской. А тяготеющая к минимализму линия «Лайт», по замыслу Фирсова, должна привлечь в первую очередь сравнительно молодых, активных и энергичных людей, которые ценят приметы современности.

Таким образом, Фирсов предлагает формировать поселки из быстровозводимых коттеджей, способных по нескольким параметрам составить конкуренцию кирпичным. Привлекательность идеи для девелоперов и инвесторов очевидна: время экономится, а деньги оборачиваются быстрее. К тому же появляется возможность охватить клиентуру, не вписывающуюся в жесткие рамки существующей практики. Покупатель тоже в выигрыше – он приобретает новые возможности, ничего при этом не теряя. Кроме разве что стереотипов, основанных на устаревшем опыте и сказке о поросенке, строившем домик из камней. Но это – тоже утрата. Поэтому реальный успех затеи во многом зависит от грамотного маркетинга, которым в современных условиях нельзя пренебрегать.