Реклама

Там, на неведомых дорожках...

Бетонная плитка

Бетонная плитка, изготовленная путем вибропрессования, способна выдержать большие грузовые и динамические нагрузки. ЛЕНСТРОЙДЕТАЛЬ

Вести всегда, вести везде…

Основная функция любой дороги, будь то автомагистраль или лесная тропинка, – связать пункты А и Б. Дорожки на загородном участке не являются исключением. По своему назначению их можно классифицировать как подъездные (автомобильные) – те, что ведут от ворот к гаражу или стоянке, пешеходные – связывающие наиболее посещаемые места участка (к примеру, баню и дом), и прогулочные, назначение которых следует из названия. Прогулочные дорожки могут вести к беседке, скамейке под тенистым дубом или другому месту отдыха или просто петлять по саду.

Понятно, что требования по нагрузке и износостойкости в данном случае будут менее важны, чем требования к эстетическому соответствию ландшафту.

Пространственная эстетика

Несмотря на основное, чисто утилитарное назначение дорожек, нельзя забывать и об эстетической стороне вопроса. Дорожка должна не просто вести куда надо, но и создавать перспективу, законченный пространственный образ, замыкая на себя зрительное восприятие ландшафта.

Можно выделить две основные структуры организации пространства – геометрическая и ландшафтная, сейчас часто встречается комбинирование. К примеру, геометрически правильные клумбы у парадного входа и тенистые уголки «дикого» сада на окраине участка.

Для геометрической планировки характерны «жесткие» покрытия, четкие контуры и прямые углы, тогда как извилистые дорожки ландшафтного типа допускают более «дикий» вид дорожек, для чего используются такие приемы, к примеру, как прорастающая между плит трава.

Плитка из бетона

Плитка из бетона, окрашенная окислами железа с добавление натуральных наполнителей. ФОРЛЭНД

По чему будем ходить и ездить

Основную нагрузку, как эстетическую, так и физическую, будет нести на себе материал, из которого сделана дорожка.

По типу покрытия условно дорожки можно разделить на следующие группы: жесткие, мягкие, комбинированные и специальные. К жестким относят дорожки с твердым покрытием – это может быть монолитный бетон или жесткие наборные элементы, такие как: натуральный камень, тротуарная плитка, клинкерный кирпич. Материалом для мягких дорожек служат сыпучие материалы: щебень, гравий, отсев, песок, кора деревьев и т.п. Комбинированные дорожки сочетают в себе элементы жестких и мягких покрытий.

К специальным дорожкам можно отнести покрытия из декоративного бетона, поскольку они требуют применения сложных технологий.

Тротуарная плитка заслуженно лидирует на рынке покрытий для садовых дорожек. Технология позволяет производить наборные элементы любой формы и практически любого цвета, украшать поверхность барельефным рисунком, и при всем этом великолепии покрытие отвечает самым строгим требованиям по морозостойкости (в среднем 200 циклов), истираемости (0,2г/см2), прочнос ти (400 кг/см2) и водопоглощению (не более 5%). Относительно низкая цена (от 250 руб/м2) дополняет ее привлекательные стороны.

Для производства бетонной тротуарной плитки используют два метода:
- вибропрессование жестких смесей с низким водосодержанием (низким В/Ц);
- вибролитье с использованием пластифицирующих добавок.

Оба метода позволяют получить бетонную плитку с низкой пористостью благодаря малому содержанию воды в бетонной смеси и обеспечению плотной укладки бетонной смеси с применением механических воздействий (вибрирование или вибропрессование).

Для подъездных дорог, предназначенных для передвижения или стоянки автомашин, а значит, подвергающихся грузовым и динамическим нагрузкам, целесообразнее использовать элементы, изготовленные по принципу вибропрессования, поскольку они лучше противостоят ударным и химическим воздействиям и имеют более толстый защитный слой. Также для них подойдет брусчатка из натурального камня: кварцита, диабаза, гранита, песчаника (высокой плотности).

Декинг

Декинг, или садовый паркет производится из сверхустойчивых к гниению пород древесины (например, из железного дерева) и служит под открытым небом более 50 лет. Richwood

Бетон был бы идеальным материалом для садовой дорожки, если бы не его низкие эстетические качества. Вряд ли кого-нибудь порадует вид монотонной, пусть и извилистой, серой дорожки. Однако не стоит отмахиваться от этого материала, поскольку его пластичность позволяет комбинировать его с другими материалами, к примеру, речной галькой.

В результате получается прочная, эстетически привлекательная дорожка по не очень высокой цене (себестоимость бетонной дорожки приблизительно 25 рублей за погонный метр, а речная галька стоит около 6000 рублей за кубометр). К тому же, цвет бетона можно задать различными полимерными добавками.

Пиленый натуральный камень относится к дорогим материалам и для мощения используется редко. Гораздо чаще для этой цели используют рваный камень. Разноразмерные элементы придают дорожке вид, максимально приближенный к природно-историческому, а если при этом в пазах между камнями высадить траву, то иллюзия старой дороги будет полной. Наибольшей популярностью пользуются песчаник и известняк, но более требовательные домовладельцы могут обратить свое внимание на мерцающий кварцит и благородный сланец.

Для любителей более тесного единения с природой подойдет тропинка, выложенная кругляком. Это спилы дерева, чаще всего лиственницы, пропитанные антисептиком и уложенные вразбежку. Вариант подходит для прогулочных тропинок с небольшой интенсивностью движения. Как правило, такие дорожки служат от 5 до 10 лет.

Мягкие, или насыпные, дорожки чаще всего представлены щебнем, гравием или речной галькой. При обустройстве мягкой дорожки следует учитывать, что чем меньше фракция сыпучего материала, тем удобнее будет ходить по этой дорожке. Интересное решение – дорожка из измельченной древесной коры. Недостаток этого материала – то, что он легко сдувается ветром, поэтому дорожки из него надо максимально защитить от воздействия воздушных потоков, используя рельеф местности и растения. Основным ограничением для устройства мягких насыпных покрытий является рельеф местности.

Дорожки этого типа нельзя устраивать на склонах, поскольку ливни легко смывают насыпной материал.

Клинкерный кирпич

Клинкерный кирпич относится к элитным материалам для мощения. ROBEN

Особенности строительства

Несмотря на кажущуюся простоту, процесс строительства садовых дорожек имеет свои технологические особенности.

Основная и первейшая задача при строительстве – правильно сделать основание. В зависимости от нагрузки и грунта, глубина траншеи под основание может доходить до 50 см.

Основание дорожки представляет собой «слоеный пирог». Сначала тщательно трамбуется дно траншеи. На него укладывается слой геотекстиля, который засыпается гравием (или щебнем). Гравий тщательно трамбуется, покрывается геотекстилем, на который насыпается следующий слой – из песка. Геотекстиль – это материал, специально разработанный для районов Крайнего Севера, где дороги строятся в условиях вечной мерзлоты. Применение его в более умеренном климате значительно повышает качество основания и увеличивает срок службы. Его главное достоинство в том, что, разделяя слои грунта и подушки, он препятствует вымыванию песка и проседанию гравия и щебня в грунт и прекрасно дренирует воду. В результате, дорожка остается идеально ровной и сухой на протяжении всего срока эксплуатации. Благодаря своей прочности, геотекстиль исключает прорастание сорняков. Может иметь различные размеры и толщину, соответствующие разным нагрузкам.

В большинстве случаев дорожке необходим бордюр. Этот элемент предотвращает «расползание» самой дорожки и защищает ее от проникновения сорняков с газона. Для садовых дорожек обычно используются полуметровые бордюры, которые укладываются вровень с газоном и в большинстве случаев полностью скрываются травой, не нарушая эстетики.

Для правильного отвода воды дорожка должна иметь полукруглый профиль с уклоном I-20. Кроме того, в большинстве случаев необходимо использовать дренажные системы. Обычно это специально изготовленные пластиковые трубы, проложенные вдоль садовых дорожек. Не стоит полностью полагаться на дренажные свойства травяного газона – лучше подстраховаться заранее, чтобы дорожку не смыло во время особенно сильного ливня.

Правильно уложенная дорожка надолго обеспечит хозяевам легкое перемещение по участку и эстетическое удовольствие от созерцания ландшафта.